
Друзья! Вышло интересное исследование моего творчества. Предлагаю вам небольшой отрывок из него.
Копьева А.А. «Античеловек» как лирический субъект в поэзии Алины Витухновской / А.А. Копьева // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2021. - С. 106 - 113.
Алина Александровна Витухновская — это российский писатель, поэт и общественный деятель, который отказывается от «поэтического» статуса.
Тем не менее, Алина Витухновская — яркая литературная фигура, в уникальном творчестве которой зашифрованы: нонконформизм, отказ от слепой литературной преемственности, определенный общественно-политический радикализм, неопровержимая интеллектуальность и общеевропейский символизм.
В совокупности репрезентирующий и референцирующий типы субъективации приводят к возникновению сложного субъекта, расслоение которого мы хотим описать как «дуализм». Это формирует центральный субъект лирики Алины Витухновской с номинацией «Античеловек». Однако в конкретных стихотворениях этот субъект или его грани могут конструироваться через разные типы субъективации.
Использование аффикса «анти-» (греч. anti ‘вместо, против’) помогает отобразить направленность поэтического субъекта против чего-либо, противоположность этого субъекта чему-либо.
Из этого следует цель настоящей статьи — описать «Античеловека» Витухновской как своеобразного лирического субъекта, получающего лексическое и грамматическое выражение, вступающего в субъектно-объектные оппозиции и демонстрирующего определенное мировосприятие.
Черты «Античеловека» угадывались Александром Мурашовым в предисловии к сборнику. Их можно сформулировать следующим образом: во-первых, «Античеловек» — свободный деятель своих поступков, овеществляющий собственную субъектность через сокрушение всяких властителей от политиков до бога, что приводит к возникновению в текстах антидемиургического пафоса; во-вторых, «Античеловек» утверждает свое субъектное существование через разрушение языковых норм, неразрывно связанных с различными дискурсами; в-третьих, смешение дискурсов, происходящее с помощью синтезирования их языковых средств, высвобождает язык для актуализации деструктивной и конструктивной энергии индивида, благодаря чему он становится «субъектом своих высказываний, а не просто тем, кто их произносит».
«Античеловек» — двойственный субъект, расщепленный на две «личности», относительно верно назвать которые возможно через обращение к образам Ф. Ницше, — «Сверхчеловек» (в значении ‘противоположный обывателю и возвышающийся над ним’) и «Недочеловек» (в значении ‘утрированный обыватель или хуже его’). Данные номинации никак не свидетельствуют о непосредственном развитии ницшеанской философии в поэзии Алины Витухновской — они лишь облегчают задачу описания лирического субъекта. Сложность и оригинальность поэтического творчества Витухновской обусловлена чередованием способов внутритекстового моделирования указанных «субличностей», в совокупности формирующих мироощущение субъекта «Античеловек».
Текст статьи: https://drive.google.com/file/d/1-8ze5z-LQLyc-Xs5hKkKNnM5zXGUdP1Q/view
Текст сборника: https://drive.google.com/file/d/1-9MRVYvUoqpiyRa0p3fJ8sRB3rtY-bY-/view
Алина Витухновская