Михаил Бойко (mboyko) wrote in a_vituhnovskaya,
Михаил Бойко
mboyko
a_vituhnovskaya

Category:

Статья

Статья философа Романа БЫЧКОВА из журнала «Ultima Thule», 2004


ЕВА БРАУНИНГ

Ежели нужна какая-то классификация, то Алина Витухновская, на наш взгляд, принадлежит к племени «проклятых поэтов». Ее строки «...и горький яд для тех, кто вон/ Стремится прочь из дряни мiра,/ Кто не приемлет тлю людей/ И божества дурную волю,/ И кто природу злых вещей/ Осознавать не в силах боле» весьма созвучны Бодлеру: «куда угодно, только прочь из этого Mipa!».

Религия Алины – это, пожалуй, наименее интересное в ней. Хотя, надо признаться, ей удались в ее индивидуальном религиозном проекте кое-какие оригинальные детали. Сей «проект» можно было бы наукообразно обозвать чем-то вроде «анархо-гностицизма». Повторимся, здесь могут быть любопытными только лишь некие «детали», но не сам «проект», поскольку то, что поэт или художник пытается выступить в роли «творца» новой религии – с некоторых пор перестало быть оригинальным. Сошлемся на занятное исследование Екатерины Андреевой «Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века» (СПб., 2004), где представлены религиозные искания ряда видных фигур авангардного искусства (Д. Поллок, М. Кляйн, Э. Уорхол и др.), выступавших с претензией на статус провозвестников «self-made» религий. «Все и Ничто» – таково, по мнению Е.Андреевой, содержание главного «мессиджа» этих «религий»: «современное искусство <это> Все, устремленное к Ничто, ведь, как убеждали европейские мыслители нескольких направлений и школ, Все способно реализоваться или быть дереализованным лишь в пустоте Ничто». В подобных «изложениях веры» нет ничего абсолютно-нового и абсолютно-оригинального (во всяком случае, нет того, что бы не было уже известно Христианству). Сказано: «Все... пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него... Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис. 40, 17; 23). Но тот, кто смирит себя до состояния «ничто» в творящей деснице Господней, тот имеет шанс сделаться поистине всем, ибо наш Царь и Господь щедролюбив и не мелочен. Чрезвычайно точно сказано о сем у христианского поэта-мистика: «Мы - ничто, то, что мы ищем – все» (Гельдерлин).

Один из постулатов персональной «религии» Алины – «уничтожение реальности»... «Герой не должен умереть, не устранив основы яви». К области «яви», подлежащей устранению, сопричисляется и Христианство. Как вычурно выразилась однажды Алина, «говорить о Христианстве всерьез, это примерно то же самое, что дегустировать китикет»... Что ж, кроме как «всерьез» о Христианстве и говорить не стоит. Но Христианство невозможно «дегустировать». Пресытившемся многообразными брашнами, конечно, может прийти в голову «продегустировать» и не только китикет (некоторые интересные «рецепты» можно найти у маркиза де Сада – мы имеем в виду, подчеркнем, не подчревную область, но описанные им некоторые перверсии «гортанобесия»). А Христианство – не для пресыщенных. Оно – для голодных, для «адчущих и жаждущих». Для них Оно бывает просто-напросто Хлебом.

...В «религии» Алины имеется своя «Ева». Б пространствах ее стихов возникает страшнолепная фигура некой «Евы Браунинг», «Пациентки Конца, Любовницы Абсолюта». Фигура сия похожа на саму Алину, или же, что равно, Алина похожа на Еву Браунинг. Сама Алина, мнится нам, заслуживает имени Пациентки Конца. Ее ненависть к Mipy со всеми его порочными потрохами абсолютно без корыстна и близка к без предельности. «И будет грохот и потоп, / И хохот полного распада, / И вихрь сдует толпы стада. / И пылью станет стадо толп». Такая Великая Ненависть, между тем, свойственна и Христианству (не тому, что показывают по телеящику, но тому, что всерьез и по-настоящему). «Правдолюбцу и боголюбцу, – который вкусил небесной сладости, имеет в душе своей насажденную и срастворенную благодать, и всецело предал себя изволениям благодати, – все в веке сем бывает ненавистно (выделено нами - Р.Б.); потому что он поставлен выше всего, что есть в мiре. Наименуешь ли золото, или серебро, или почести и славу, или ублажения и похвалы, – ничем таковым не может он быть уловлен; потому что опытно изведал иное богатство, иную честь, иную славу, питает душу нерастленным удовольствием, имеет ощущение и полную удостоверенность по общению Духа» (преп. Макарий Великий. Слово 6. О любви, гл. 22).

Ненависть, кою стяжала Алина, доподлинно велика. Но можно ли считать ее «Любовницей Абсолюта»? Для сего потребно ведь нечто, сверх сей Ненависти. «Якоже крин в тернии, тако искренняя Моя посреде дщерей. Яко яблонь посреде древес лесных, тако Брат мой посреде сынов: под сень Его восхотех и седох, и плод Его сладок в гортани моем. Введите меня в дом вина, вчините ко мне любовь: утвердите мя в Mvpex, положите мя в яблоцех: яко уязвлена любовию аз. Шуйца Его под главою моею, и десница Его объимет мя. Заклях вас, дщери И-ерусалимли, в силах и крепостех села: аще возставите и возбудите любовь, дандеже восхощет» (Песн. 2, 2-7). Впрочем, выше мы отмечали, что именно «детали», а не «догматы» поэтического хаосмоса Алины наиболее ценны и интересны. И подобных «деталей» не столь уж и мало:

.. .И тогда, наконец-то он понял, что он Адольф
И в фальшивом мiре подлинен лишь фашизм,
Как в правдивой войне лжива одна любовь.

Алина допускает, помимо нее самой, наличие в Mipe «правильных существ», которые могут, вместе с тем, «заблуждаться». К подобным «заблуждающимся» «правильным существам» она как-то многомилостиво отнесла наше скромное Братство. Мы со своей стороны охотно готовы поступить взаимообразно, признав Алину «правильным существом», со своими, да-с, «заблуждениями»...

...Нас, смеем уверить, в данном случае нимало не прельщает роль какого-то «судии». Есть Иной, Высший Судия, и Он изрек: «отпущаются грехи ел мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, менше любит» (Лк. 7, 47). Он ничего не сказал напрямую о тех, кто, как Алина, «возненавиде много» . Мы знаем, однако, что от Великой Ненависти, до Великой Любви пролегает, подчас, один только шаг...


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments