alleingegenalle (alleingegenalle) wrote in a_vituhnovskaya,
alleingegenalle
alleingegenalle
a_vituhnovskaya

Categories:

Я НЕНАВИЖУ ПОЭЗИЮ Интервью с Алиной Витухновской 01.02.1997г. (часть 2)

Корр.: Кофе остынет...
А.В.: Это хорошо. Не люблю горячий кофе.
Корр.: А подборка стихов, опубликованная в "Деловом мире" в 1995 году вошла в какой-либо сборник?

А.В.: Не помню, что там было опубликовано. Ну, помню примерно. У меня такое количество текстов...Все их опубликовать и запомнить невозможно. И по своей инициативе я, как правило, этим не занимаюсь. Я очень жалею, что занялась искусством...
И все движется по такой инерциальной схеме, и нет никаких альтернатив и возможности выбора. Если возвратиться к моему детству и к ощущению власти, которой меня лишили.... А ребенок - вокруг него мир ограничен,навязываемый, внешний мир.
Мне показалось, что искусство и есть способ манипулировать общественным сознанием, которое, собственно говоря, и приводит к власти. Я придумывала в детстве сказки, утопии. Меня все время пугало то, что искусство - недостаточно качественно - с одной стороны, а с другой стороны восприятие человека недостаточно обострено. Если бы искусство было достаточно качественным, а восприятие бесконечно обостренным, то при их совмещении происходил бы взрыв.
А так это ни то ни се - такое декоративное развлечение. Я помню читала свои стихи в детстве - лет в пять - меня хвалили и так далее - а я сразу предъявляла наглые претензии людям: "а почему вы не умерли, а почему вы не упали со стула?" Т.е. я не понимала зачем тогда что-то делать, если творчество не имеет такого эффекта. И собственно, занимаясь им сейчас я не нахожу себе оправдания, совершенно ни на что не рассчитываю. 
Я, собственно, это и искусством никогда не называла. Я хотела все время его пародировать, но не в бытовом пошлом смысле этого слова, а именно довести до читателя абсурдность идеи искусства как выхода, как фикции духовности, какого-то оправдания и так далее. Это была симуляция совершенно откровенная, но не в постмодернистском смысле. Я никогда не писала стихов или прозы таких, тех или так, как их пишут другие. А я разговаривала с другими и знаю как они пишут. Мне совершенно незнакомо вдохновение.
В "Собаке
Павлова" это представлено как манифест -"Главное здесь - точность формулировок, возникшая из интуиции, идущей не через рефлективное чувствование, а через Механическую Боль (боль как факт "как бы искусства", а не как жалкие визги душевной физиологии), помноженной на расчет и Игру В...То есть полное попадание в точку с нулевым процентом применения чувств, то что я называю гениальностью".

Я никогда не понимала, как могут хвалить поэтов и писателей за то, что им нечто свыше пришло. В этом нет их личной заслуги и тем более, когда говорят "это от Бога" и так далее - это же настолько унизительно, когда ты сам насильственно себе что-то создаешь через эту интуицию, находя болевые точки точки людей, зная, как на них воздействовать - это одно. А когда ты ради собственного облегчения и удовольствия пишешь стишки - это совсем другое.

Корр.: Т.е. искусство- взрыв? В идеале?

А. В.: В идеале. Но я на него не рассчитываю. Я очень пессимистична. Точнее реалистична. Мне кажется, что оптимизм - это тоже вид трусости.

Корр.: Получается, что пессимизм распространяется и на твое творчество?

А.В.:Для меня это не пессимизм, а адекватный взгляд на вещи. Пусть другие называют это пессимизмом.
Корр.:Мы относим пессимизм к таким понятиям как "развитие" и "прогресс".
Леон Фере говорил: "Отчаяние - это высшая форма критики".

А. В.: В отчаянии я нахожусь, а слово "пессимизм" мне не нравится. Оно такое обывательское уже, домашнее, привычное. Ну, вот свыкся человек с мыслью, что все плохо. Оно какое-то не экстремистское.

Корр.: "Пессимизм" - это чисто экономическая категория.
А.В.: От него несет пенсионерами какими-то: зарплату не получили. Бытовое слово. "Отчаяние" более экзистенциальное, более приличное. И более трепетное, живое, энергичное. Хотя не сказала бы, что продуктивное. Есть такая дурацкая теория у людей, что страдание порождает нечто. Хотя бы то же самое творчество. Я с этим не согласна - считаю, что любое страдание, если оно связано с интеллектуальными размышлениями, ведет к деградации. Чем ты больше понимаешь, тем больше мир вокруг тебя рушится, тем больше образуется хаоса. И действительно, прогресс в такой форме ведет к деградации. Какую-то золотую середину найти очень сложно. Если находиться только в какой-то дистанции от своих ощущений,
пониманий, переживаний, т.е. знать, что все так есть, а действовать все равно не смотря ни на что. Это очень сложно. Я бы хотела быть роботизированным, компьютеризированным объектом - я опять употребляю эти
термины очень условно,- но только не человеком. Чтобы программировать и управлять собой, чтобы на меня ничто не влияло, чтобы я просто давала себе некие установки и бесконечно функционировала так, как бы мне
этого хотелось.
Subscribe

  • МИКС ИЗ ЗЛОРАДСТВА И СОЧУВСТВИЯ

    Культ жертв, столь популярный в России, замешан на плохо осознаваемом миксе из злорадства и сочувствия, проецируемом обществом прежде всего на себя.…

  • ОБ УЗНИКАХ С СОВЕСТЬЮ И БЕЗ НЕЕ

    О МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КАЗУСЕ АЛЕКСЕЯ НАВАЛЬНОГО, О ЛИМОНОВЕ КАК ПУГАЛЕ НА ЗАБОРЕ, ОГРАЖДАЮЩЕМ "РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ" И О ТОМ, КАК…

  • РОССИЙСКАЯ АРМИЯ КАК ПАТЕРНАЛИСТСКИЙ ЗАГОН

    ОБ АРХАИЧНОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРАЗДНИКОВ, О САДОМАЗОХИСТСКОМ ХАРАКТЕРЕ ПРИЗЫВНОЙ АРМИИ РАБОВ И О БОГЕ КАК ПАТЕРНАЛИСТСКОМ КОНЦЕПТЕ. СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments