Алина Витухновская (blackicon) wrote in a_vituhnovskaya,
Алина Витухновская
blackicon
a_vituhnovskaya

ДИКТАТУРА НИЧТО (продолжение) 4

ДИКТАТУРА НИЧТО

(Все что можно узнать полезного из книги о моем мировозрении. Сокращено, отобрано , отцензурировано, переделано - мной. А. В.)

(На основе матерьялов книги М. Бойко. "ДИКТАТУРА НИЧТО" ("МИРОВОЗРЕНИЕ АЛИНЫ ВИТУХНОВСКОЙ).

Пессимизм греческих поэтов стал главной причиной их изгнания платоновским Сократом из своего идеального государства.Учение александрийского философа Гегесия  Киренейского (IV-III вв. до н.э.) стало хрестоматийным примером  жизнеотрицающей этики. Исходя из того, что истинное благо и цель всей жизни есть удовольствие, он пришел к выводу, что удовольствие недостижимо и обманчиво. Поэтому надо ограничиться свободой от страдания, а это лучше всего достигается равнодушным отношением ко всему. Когда невозможно бывает достигнуть равнодушия и страдание оказывается нестерпимым, остается единственное лекарство – добровольная смерть. Согласно преданию, успех лекций Гегесия вынудил египетские власти вмешаться и наложить запрет на его чтения.

ЗЛО ТВОРЕНИЯ

Траурная поэзия индивидуального жизнеотрицания поднималась до высот, с которых в земном существовании виделись обременительный труд, не окупающий своих издержек, содрогание нестерпимого ужаса в атмосфере безысходности, мучительная агония, посреди обагренного кровью гумна страданий. Его содержание заключалось в признании бесперспективности человеческого бытия и рекомендации различных способов бегства из мира нравственного и физического зла. Но с появлением христианства совершилась революция в сфере мышления и появились учения, ставившие своей целью не просто спасение  или избавление от существования отдельных  страждущих душ, но уничтожения самого пагубного бытия, мира материальности как воплощения абсолютного зла.

Корни тотального мироотрицания  можно  усмотреть в учениях многочисленных  еретических сект в эпоху раннего христианства о необходимости обладания эзотерическим знанием о высших сферах так называемым гнозисом. Исходным пунктом большинства гностических учений был персидский дуализм, в соответствии с которым два мира Добра и Зла, Света и Тьмы, Духа и Материи, Порядка и Хаоса рассматривались как  враждующие друг с другом несоединимые космические начала. При этом, одни видели в материи мертвый хаос, недеятельное начало, другие же, сообразно учению Зороастра об Аримане, – живое и деятельное начало зла. Отсюда две школы гностицизма.

Гностические доктрины  сильно отличались друг от друга, но существовали одна общая всем гностическим учениям тема – представление о пагубности бытия.  Гностики полагали, что   мир сотворен  не Богом, а низшим духовным существом  – демиургом (добрым – согласно александрийской и злым  – согласно антиохийской школе гнозиса). Демиург не справился со своей задачей: сотворенный им  материальный мир оказался  непоправимо плох. Дух, заключенный демиургом в узы материи  стремится  покинуть мир зла, но его освобождение не может завершится до тех пор, пока  на земле томится хотя бы одна человеческая душа. Мировая эволюция завершится, когда все человечество встанет на путь отказа от деторождения. Тогда неудачное творение погибнет, а все физическое сгорит.

Революция во взглядах на мир сопровождалась столь же радикальной революцией в морали. Согласно гностику Карпократу,  чтобы душа могла вознестись к Богу свободной от всех пут, она должна совершить все именуемое запрещенным, преступным, скверным и постыдным, ибо если при окончании этой жизни у души осталось что-либо «запрещенное», ею не исполненное, она переселяется в новое тело, и такие превращения происходят до тех пор, пока она не пройдет всего круга преступного. Последователи гностика Патрикия утверждали, что плоть человеческая есть создание дьявола. По их представлению только тот может быть совершенным  христианином, кто способен к самоумервщлению, ищет смерти и ненавидит жизнь.

При таких выводах из  основного  корпуса учения гностицизм нигде не мог упрочиться: никакое общество и государство не мыслимо, если в религиозную обязанность граждан поставляется совершение всех преступлений, всего «запрещенного». Гностические учения повсюду объявлялись элементом противообщественным и противогосударственным  и к III веку н.э.   повсеместно были вытеснены  христианством и манихейством.

СВЕТ И ТЬМА

Если гностицизм был интеллектуальной модой, охватившей  несколько далеких друг от друга философских сект, то  манихейство  было самостоятельной  и  детально проработанной религией.  Согласно учению основателя учения пророка Мани, первоначально существовало два Царства – Света и Тьмы, которые были разделены, пока не произошло вторжения сил тьмы в царство света. Вторжение удалось отразить, однако часть светлых элементов осталась захваченной в плен, в результате чего образовался видимый мир. Чтобы удержать свет в своей власти, Князь Тьмы из большей части захваченных частиц света создал Адама, а чтобы тот не узнал о своем духовном происхождении и родстве с царством Света, запретил ему вкушать от древа познания добра и зла. Однако Бог явился человеку в образе змия и подтолкнул его вкусить от этого дерева. Тогда Сатана из оставшихся частей света он создал  Еву,  в которой, по незначительности света, перевес имела материя. Ее прелести увлекли Адама, и он совершил половой акт, который опять удалил его от совершенствования и отдал во власть материи. От брачного союза  Адама и Евы родились дети, от последних  – новые поколения людей и т.д. Части света, разделяясь по отдельным личностям, дробились на все более мелкие частицы, которые  прочно удерживались в материальных телах, как в темницах.

Чтобы захваченные тьмой частицы света возвратись на свою родины, очевидно, необходимо сторониться губительных чар и земных наслаждений, которые, обессиливая людей, делают неспособными к принятию духа. Запрещалось употребление вина и  мяса, срывание растения и убийство животных, рекомендовалось удаление от брака и отказ от деторождения (позитивная аскеза), но допускалось изнурение плоти половым развратом и излишествами (негативная аскеза). В сущности отрицался не брак и даже не половые отношения между мужчиной и женщиной, но только деторождение. Деторождение было несомненным грехом против благого начала и помощью злому духу, так как вследствие деторождения частички света раздроблялись и укрывались от  извлечения из мира. С исчезновением людей видимый мир сгорит, и первоначальный дуализм будет восстановлен. Манихейство, не выдержав конкуренции с христианством, к VII веку   н.э. заглохло, однако сама манихейская концепция, проникнув в сердце христианства, оказалась на удивление живучей и на протяжении Средних веков постоянно возрождалась всякий раз под новым именем: павликиан, катаров, альбигойцев и т.д.

Альбийгойцы, так же как древние манихеи, полагали, что   мир – это материя, оживленная духом, но обволокшая его собой, а страдания – это мучения духа в тенетах материи. Демиург, ветхозаветный бог, произвел Землю любовным сожительством. Он зол, как свидетельствует о себе: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия», и ему обязано бытием своим характером, как говорится: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?»  Благодетельный бог не создал бы человека, дав  ему при этом немощное тело, которое погибает, претерпев при жизни множество истязаний. Злой рок гнетет человека, ибо порок прирожден ему уже его телом. Все материальное представляет собой источник зла и подлежит безусловному уничтожению. Семья и деторождение – все  это служение Сатане,  поскольку  вызывают привязанность к плотскому миру. Брак сам по себе вреден, ибо узаконивает сладострастие. Об этом говорится: «Хорошо человеку не касаться женщины», «Не плотские дети суть дети Божие; но дети обетования» и др. Но если бы прекратилось размножение тел человеческих, то после смерти очередного тела некуда было бы поместиться душе, жаждущей покаяния. Зато, когда весь мир примет чистую веру, брак потеряет всякий смысл, поскольку организация новых тел из прежних прекратится.

Кодекс альбигойцев воспрещал всякое обладание земными благами, этой «ржавчиной души». Следовало изнурить свою плоть до такой степени, чтобы душа уже не захотела оставаться в этом мире, – тогда она в момент смерти воспарит к светлому Богу. Прекратить жизнь голодом, однако, нельзя, потому что тем самым мог остановиться процесс покаяния. Самоубийство также бесполезно, поскольку существует переселение душ. Полагалось вести себя крайне аскетически, не есть и не убивать животных, воздерживаться от брака и развлечений,  оздоровляющих организм. Однако разрешались неистовые оргии с полным развратом, поскольку в разврате плоть тоже изнуряется.  Как писал Лев Гумилев: «неудача альбигойцев состояла только в том, что они не смогли погубить всех людей, проведщи их через мученичество, далеко не всегда добровольное. Как они старались! И не их вина, что жизнеутверждающее начало человеческой психики устояло перед их натиском, благодаря чему история народов не прекратила своего течения».

Дуалисты отвергали предсуществование Добра.


Tags: диктатура ничто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments