ДИКТАТУРА НИЧТО
(На основе матерьялов книги М. Бойко. "ДИКТАТУРА НИЧТО" ("МИРОВОЗРЕНИЕ АЛИНЫ ВИТУХНОВСКОЙ).
Преодоление человеческого.
Бросаются в глаза необыкновенно выразительная выпуклость образов, рельефность и динамическая иррациональность языка. Театральный блеск и афористичность стиля, где стираются границы между смысловым значением слова и кокетливой игрой метафоры. Пульсации смысла и речи в самых рискованных по взлету и амплитуде колебаниях. Отчаяннейшие рейды в глубочайшие дебри непостижимого. Поэтическая виртуозность и подлинное новаторство. Стремление вырваться туда, где всякий человеческий смыл истончается.
Другая броская черта – доверительность стиха и прозы, фатальная правдивость, подлинность, «новая искренность». Безыскуственность чувства при максимальной искусственности позы. Отсутствие всякого снобизма, ворожбы или «черной магии» слова. «Для благообразных эстетов ее поэзия – цианистый калий» [Кедров].
Но главное – это постоянное, настойчиво пролагающее себе дорогу желание склонить поэтическую речь под самодержавный скипетр Идеи.
Образы лишены четких контуров, устойчивых очертаний, однако в них явственно чувствуется твердая сердцевина, покоящийся, неподвижный центр, алмазная ясность в сочетании с недосягаемой высотой абстракций.
Складывается впечатление, что в «зрительном поле» Алины только одна «фиксационная точка», словно все параллельные прямые во вселенной пересекаются в одной точке и только одна тенденция пронизывает все круги бытия от субатомных до галактических масштабов.
Смысл слов словно бы мгновенно испаряется и остается только Идея, бесконечное варьирование одной ведущей темы, неотступно преследующей Алину с самого раннего детства,
Амбивалентность стиля в плоскости «низшего» смысла оборачивается полным отсутствием метеопомех в плоскости «высшего» смысла.
Не жалея вдохновения (У МЕНЯ НЕ БЫВАЕТ ВДОХНОВЕНИЯ! (А.В.), она описывает в своих произведениях непристойное ( ЧТО НЕПРИСТОЙНОЕ Я ОПИСЫВАЮ?... (А.В.) и запретное, затмевая двусмысленностью подтекста виртуозов жанра.
Алину вообще отличает уникальная способность в самой пикантной манере излагать поразительно циничные вещи. В итоге рождается поэзия запредельного отчаяния, утонченных движений души, эротически извращенных чувств (ЯВНЫЙ ПЕРЕБОР (А.В.) и раскованной внутренней свободы, но главное – чудовищного сгущения красок.
Образы не возбуждают а скорее обессиливают депрессивной силой своего воздействия. Эмоциональный яд, подобно межпланетному эфиру, пронизывает жуткие антимиры. Разнообразие стилей подавляется сюжетным однообразием: постоянным нагнетанием безысходности с непредсказуемой ошеломляющей своей трагичностью развязкой. По форме и содержанию произведения сначала производят впечатление бурлесков, в которых переплетены пародия и травести. Но затем в них явственно чувствуется одно самодовлеющее стремление: разбить воздвигнутый над ужасом человеческого бытия стеклянный купол недомолвок, чтобы обнажить преступную сущность Бытия и натравить на нее смертоносную мощь наиболее разрушительных человеческих побуждений.