b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Category:

НОВАЯ ПОЭЗИЯ АЛИНЫ ВИТУХНОВСКОЙ



У Андрея Платонова есть рассказ о девочке с перевернутым зрением. В силу особенностей природного свойства она видела мир перевернутым вверх ногами. Но именно эта аномалия открывала ее зрению и чувству истинную природу вещей.

Иногда мне кажется, что эта мудрая притча написана об Алине Витухновской и ее поэзии. Для читателей путь к поэзии Витухновской основательно захламлен всевозможными сенсационными судебными процессами, где Алина нередко выступала не только как жертва, но и в качестве режиссера этих дурных спектаклей. В 20-25 лет кто же не соблазнится шумихой вокруг своего имени, роскошными снимками в глянцевых журналах, фиксирующих каждый твой шаг. Всевозможные тусовки и акции Витухновской большим успехом не пользовались. И уж совсем стороной проходит ее поэзия. Зато аресты, следствия, доследствия, освобождения под подписку о невыезде, снова арест и снова освобождение сразу ставят Алину в центр внимания.

Сколько графинов разбили футуристы на своих выступлениях, прежде чем общество обратило внимание на их поэзию.

Витухновская по количеству "разбитых графинов" давно обогнала и Каменского, и Крученых. Только жаль, что все они разбиты о ее голову.

Алина Витухновская молчала полгода. И вот первые стихи после всех потрясений. Алина была принята в Союз Писателей по рекомендации Юрия Левитанского и Юнны Мориц. Ее талант замечен сразу. Сложность в том, что сама она не считает поэзию делом важным. В ее причудливом трагическом мире царит бесконечное и безраздельное зло. Ее удивляет жизнерадостность всех поэтов. Это трагическая поэзия, в полном смысле этого слова.

Наступила осень.
Мне все равно.
Будет Гитлер, тоже скажет:
"Здравствуйте, дети!"
А я отвечу:
"Я уже смотрела это кино,
Я уже снималась
в этом сюжете".

Русская литература всегда стремилась к добру и считала, что зло - лишь досадное недоразумение на фоне всеобщей гармонии. Поколение двадцатилетних исходит из того, что зло - естественное и непреодолимое начало мира. Сказки про социальную и мировую гармонию их нисколько не привлекают. Они, как загипнотизированные бандерлоги, пристально всматриваются в пасть удава Каа, часто не понимая при этом, что удав их вот-вот заглотит.

Но если Вы, Адольф,
желаете вновь Войны,
Я, конечно, выйду за Вас,
и стану Вашим
Ручным пистолетом,
личным чувством вины,
даже
Голубым человеком,
убитым под каблучком,
Молчуном
о тайном Вашем Ничто.
Нас в конце убьют
Партизаны Обратных Сторон.
Ну и что?

Глубокая философия и особая чувственная метафизика мирового зла.

Поиски любых аналогий с поэзией Витухновской заводят в тупик. Для мещан она всего лишь возмутительница общественного спокойствия. Для благообразных эстетов ее поэзия - цианистый калий. Никто из критиков не предсказывал появление такой поэзии.

Что-то несчастливое,
как еж в костылях,
На цветной картинке
с оранжевой надписью "Рай".
Неуютно подлое,
как мертвый вдруг
котенок в руках,
Яростное, праздничное,
как глупый настоящий трамвай.

Поэзию Витухновской невозможно принять, как невозможно приветствовать ураган или землетрясение. Но не замечать эти мощные подземные толчки - значит оставаться в сладостной слепоте крота, не подозревающего о существовании "обратных сфер".

После стихов Алины даже поэзия Маяковского иной раз кажется пресной. Такого трагизма русская поэзия ХХ века еще не знала.

Стало легче,
как Мересьеву после того,
Как в некотором отдалении
от себя он узрел
Свою понятную ногу,
И узнал, наконец,
Что жизнь
есть всего лишь
Процесс разложения
Богу.

Разумеется, здесь нельзя не вспомнить образ, который Маяковский приводит в своей статье "Как делать стихи". Он обещает беречь возлюбленную, как солдат бережет отрезанную ногу.

У Маяковского - отчаяние любви.У Витухновской - отчаяние смерти.

Многие удивляются, как можно жить и создавать новую поэзию, сотканную из запредельного отчаяния. Оказывается, можно. Как говорил ныне отвергаемый многими Владимир Владимирович, если "слова говорят о том, что болят, молодеет и лад баллад". В поэзии главное - энергетика. И часто энергетика - это боль.
На фоне господствующей ныне скучноватой рифмованной филологии, которую многие по неведению принимают за поэзию, лирика Витухновской резко различима, как подлинник среди бесчисленных подделок.

К сожалению, многие не чувствуют ее великолепную артистическую иронию. Не понимают, какая бездна вкуса, изысканности и, еслт хотите, культуры кроется в исторических и философских реминисценциях.

А из прищуренных дверей
Вам ухмылялся старый Фрейд.
Он редактировал любовь,
Он знал пунктиры ваших снов
И удалялся от земли
Под дивный вальсадор Дали...

Новизна и свежесть этой поэзии очевидны для всех, кто вообще способен воспринимать новое.

Константин Кедров, "Новые Известия" 2002
Tags: АрхивЪ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments