b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

АЛИНА ВИТУХНОВСКАЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Маргиналии к книге А. Витухновской «Черная икона русской литературы» (ПРОДОЛЖЕНИЕ- 3)

Лирический герой Алины выполняет мужское, функционально обусловленное отличием. Алина моделирует Другого в тексте, не обладая им в реальности. С. Жижек в «13 опытах о Ленине» написал: «Разделительная линия пролегает в области религии, где об уникальном моменте возникновения материального сообщили слова Христа на кресте: «Отец, для чего ты меня оставил?» — в эту минуту полной заброшенности субъект переживает и полностью принимает несуществование Другого» (Жижек Славой. 13 опытов о Ленине. М., Ad Marginem , 2003).

Мужское связано с властью, мужское отражает или испускает властные энергии, а женское лишь поглощает. Фаллическое утверждение собственной идентичности паарадоксально сочетается с местью мужскому, проявляясь в череде бесчисленных перверсий. В стихах «Гер-мания», «Я — война», поэме «Почти герой» гностический гений Алины символически решает ребусы власти через образы, связанные с нацизмом. Эти истинно сексуальные стихотворения, находясь в некой непроявленной связи с гендерным полом, они выводят на откровенное сопоставление искусства и власти, данное Лидией Ланч: «Есть неуловимая грань между красотой и ужасом, — говорит она, — и я могу рассказать вам об ужасе. Я ненавижу не людей, нет, я ненавижу власть. Моя личная боль не уникальна, и я страдаю только тем, что дает мне сам мир. Но я очень оптимистична, и не нуждаюсь в низкопробных трагедиях» (Цитируется по Ваганов Игорь. Дикий мир Лидии Ланч «Митин журнал», № 60).

Власть и страдание окружают не только Витухновскую и Ланч, но и выделяются в виде ассоциативных следов, вводящих в ослепительную парадигму «проклятых». Константин Кедров написал: «Я сам не раз сравнивал её с проклятыми поэтами. Но что такое Рембо или садовник цветочков зла рядом с Витухновской, воскликнувшей: “Чикатило — единственный Христос, которого мы заслуживаем”» (Кедров К.А. «Богоблядь» поэзии // Витухновская А. Чёрная икона русской литературы. Екатеринбург, Ультра.Культура, 2005, С. 7).

К.Косенков
Продолжение следует


Tags: АрхивЪ
Subscribe

  • ОТВЕТ АРКАДИЮ СМОЛИНУ

    По умолчанию считается, что причина этих «последних времен», «сумерек богов», «ночи мира» и прочих традиционалистских пугалок – деградация человека.…

  • ВНЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

    "Алина Витухновская, в итоге - самое главное, что меня интересует - вы первая - в великорусской традиции - вышли на рубеж утверждения субъектной…

  • ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОСЛОЙКИ

    * * * А мы то знаем, как приходят тараканы - Их носят карлики, как лебедей, на ручках. Зайдут и лобик хмурят, нежность сплюнув. Мы заблудились в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments