b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Оруэлл отдыхает. Гитлер грустит



Совместно с издательством «Опустошитель» Метрополь публикует отрывок из книги «Мир как Воля и Преступление», в котором Алина Витухновская метафорически рассуждает о том, как Колобок докатился до Лукоморья.

Сам Пушкин — холуй, распинающийся и лакействующий перед Царем. Пушкин, поддерживающий декабристов, предал восстание, завидев некоего Зайца. Может быть, отсюда его страсть к демонизации зверюшек, к цирковым выходкам в духе сатаниста Куклачева?

А декабристы — так, понты современности. Дух, как водится, времени, поэт ловил. Александр Сергеевич безропотно принял власть и Царя и Демиурга. Он — пособник обоих, изощрённо и тонко воспевающий рабства прелести. Пушкин — наше Всё На Х*й!

Вернёмся к странным зверям. Так Кот, что по жизни гуляет сам по себе, живёт у поэта в некоем сказочном Лукоморье. Оруэлл отдыхает. Гитлер грустит.

А на первый взгляд Лукоморье — идеальное пространство. Там вечное лето («дуб зелёный»), богатство («золотая цепь»). Оно престижно, и при этом доступно (демократично). Об этом свидетельствует эклектичное обилие находящихся там персонажей — Леший, Яга (элита) и плебс, безымянный, как народ вообще. На последних указывают только следы. Следы эти — абстракция, как и все представления-обобщения власти (элиты) о народе. (Например, «народ не так глуп».)

Но если народ в России всегда «русский» или вражеский (для контраста) — чужеземцы, фашисты, гастарбайтеры, то звери в Лукоморье «невиданные». Какие неведомые дорожки делил поэт с няней вьюжными зимними вечерами?

Быть может, «невиданные звери» — лишь галлюцинация? Но, скорее, они придуманы для привлечения туристов. И Пушкин здесь — этакий плутоватый турагент. И дальше с цыганской навязчивостью, наглейшее: «Там чудеса…» Известно, что чудеса — развод, гибрид из шарлатанства и православия. Так что же это за Лукоморье? Русская лоховская хохлома. Колыма с комфортом?

Может, таким привиделось поэту будущее — «современный мир»? Недаром, представляя Лукоморье визуально, видишь что-то дебиловато-диснеевское.

Вернёмся к Коту. Кем он посажен на цепь? Демиургом? Новой властью? Опричниками? Ох**вшим на Чукотке Абрамовичем? Сатанистом Куклачёвым? Неизвестно. Все элементы насилия умело опущены автором.

Кот, безусловно, — трагическая фигура. Но… Пушкин предлагает нам лишь расслабленную благостность, будто бы Кот кайфует от собственного рабства. «И днём и ночью Кот учёный всё ходит по цепи кругом». Он не рвётся, не мяучит, не ропщет на судьбу. Напротив, «идёт направо — песнь заводит. Налево — сказки говорит».

Полностью здесь: http://mtrpl.ru/russian-tales

Tags: книги, рецензии
Subscribe

  • ТОТАЛИТАРНОСТЬ ПРИРОДЫ И ПОДЛИННЫЙ ГУМАНИЗМ

    Ежели всерьез говорить о тоталитарности, то надо начинать отсчет не с государства. Надо начинать отчет с онтологии бытия как такового. Именно бытие,…

  • НОВЫЙ РОМАН СОРОКИНА

    Новый роман Сорокина уже критикуют как несоответствующим высоким ожиданиям. При этом констатируют, что он написан добротно и профессионально. И на…

  • РУКИ

    Последний раз я видела Лимонова на суде Даниила Константинова. Это был старик, советский пенсионер. Никакой персонажной монументальности. Я всегда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments