b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Category:

Студенческая рецензия на книгу Алины Витухновской «Мир как воля и преступление»



Алина Витухновскую можно (и нужно) назвать верным и талантливым последователем традиции проклятых поэтов, водружающим на своих просторах воображения знамя цветов зла. После долгого публицистического молчания «чёрной иконы русской литературы», как помпезно прозвали её критики, писавшие восторженные рецензии на выпущенную в 2005 году книгу с одноименным названием, в 2014 году вышел второй её сборник стихов «Мир как Воля и Преступление». Здесь можно найти как и старые, так и новые произведения, и давний хит про «девочек с бомбами вместо абортных детей», и свежий шедевр про «сотни холодных Лид».

Уже в самом название сборника заложена аллюзия (на «Мир как воля и представление А. Шопенгауэра, для тех кто не знает). Этот литературный приём – одна из основ техники стихосложения Алины Витухновской, он используется практически в каждом стихе, и, нужно признать талант автора, не надоедает. Через эту лестницу аллюзий и метафор Витухновская постигает своего Бога, но не Бога Добра, конечно же, темы стихов Витухновской, этой Ахмадулиной наоборот, остались прежними – это эстетизация смертных грехов, разрушения и зла, скатывающаяся временами в откровенный сатанизм, это гипертрофированное «я люблю смотреть как умирают дети», это поклонение Великому Ничто как цели. Если попытаться определить и вкратце изложить философию Витухновской, то её представление мира – это представление мира как ненасытной жажды страдания, воли к смерти, где главная роковая ошибка – это само рождение, появление из ничто. И чем дольше человек существует, тем страшнее обратный путь в чёрное никуда, чёрную нирвану.

Бодхисатвами на этом пути в стихах Витухновской выступают её предшественник Бодлер со своей дохлой лошадью, ох**вший Армстронг, выдувающий злые оргазмы, Эдит Пиаф, поющая арию Антуанетты, Лавкрафт, лакающий кровь, Мисима зим, Унгерн детства, Энди Уорхол-лох, серебряный Блок, скинхед поэтический Маяковский. Ввиду свежести сборника в список лиц попадает и Ярош (Слава Украине! От Львова до Львова!). Список, разумеется, здесь неполный, невозможно вместить в один абзац реализованную в стихах фантазию Витухновской.

Готовя свой ядовитый отвар читателю, Диаманда Галас от литературы, покопавшись в свалке истории, кидает в чан своих стихов Апокалипсиса «герабарий Дахау отдыха», «лютики Люфтваффе», «щупальца Достоевского», «пепел Клааса» и многое другое. В традиции постмодерна здесь перемешались авторы и их персонажи, Набоков с своими Губертом, Цинциннатом и махаоном, и Ницше с Заратустрой. У Витухновской хорошо рифмуется Лайбах (югославская рок-группа, взявшая за основу своего творчества эстетику тоталитаризма – примечание для «непродвинутых») и Бах (великий немецкий композитор – примечание для совсем отсталых), здесь сочетается Рей Бредбери с ребрендингом, а в одном ряде слов соседствуют Аполлон, клоуны, Эйнштейн, дегенерат.

Как можно понять из данной рецензии, эти «стихи распада» не рассчитаны на широкого потребителя. Их потенциальный читатель, должен быть, как минимум, начитан, чтобы, пользуясь своими знаниями, разгадать колдовские ребусы Витухновской. Но я бы ещё ограничил круг читателей. Так как не всякий яд есть лекарство, беременным читать я бы не рекомендовал, если вы, конечно, не одна из тех девочек, несущих бомбу в своём животе.
----
Автор: Иванов Дмитрий

Tags: рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments