b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

РУКОПИСИ, В КОТОРЫХ МЫ ГОРИМ



"... я не представляю, что смогу читать что-то кроме нее, ибо я вообще не очень люблю читать. Читать - это скучно или утомительно, а Витухновская - это всегда страшно." (Илья Шатерник)

Если Илья не возражает, добавлю несколько строк к сказанному им.
Итак, проницательный Илья замечает, что иметь дело с литературой после соприкосновения с сумрачной поэтической феерией Алины Витухновской - вещь такая же недейственная, если и не вовсе неосуществимая, как возврат к смешливому кайфу марихуаны после расчеловечивающих лихорадок героина. Замечание меткое, разумеется, но слегка грешащее (как это свойственно всякому первому, а потому - стойкому, непобедимому почти впечатлению от явления, в чьей власти не только впечатлять, но и провоцировать на масштабные и необратимые сдвиги в самой способности восприятия в целом) - грешащее недооценкой того, чему автор искренне искал (за что ему отдельное от меня спасибо!) соорудить пьедестал, высота которого не светила и престолу Всевышнего. Чтобы уяснить, в чём же заключается эта самая недооценка, придётся вспомнить, чем значительная вещь отличается от вещи незначительной. О последней верно замечено: когда хотят придать вес чему-то малоценному, его заботливо окружают пустотой, ибо в пустом помещении любой звук делается громче и существеннее, чем он есть в действительности. То есть, отлично понимая, насколько изнурительным и пресным может для кого-то быть чтение после книг Витухновской, должен отметить, что каждой строке, выползшей из-под пера Алины, нужны прежде всего не пустующие квадратные метры восторженных читательских душ, а величественные своды писательского опыта предшественников, ибо динамитным шашкам без стен, прикидывающихся нерушимыми, суждено оставаться чем-то вроде пыльного театрального реквизита. Читать одну лишь Витухновскую, по-моему, - по нелепости это сравнимо с упрямством ортодоксов от религии, умеющих видеть своего Бога только на иконах и в пламени свечек, перед ними затепленных. Читать Витухновскую, не читая равновеликое из того, что создавалось теми, кого можно (не боясь упрёков в ереси) назвать её предтечами, - всё равно, что повторять магические заклинания, не слишком хорошо представляя себе их чудовищного потенциала и не слишком отчётливо воображая те головы, которые призвана сокрушить их оккультная мощь. Да, Алина не устаёт повторять, что у неё ни с кем общего культурного кода нет и быть не может. Что сказать на это? - В сие слишком соблазнительно поверить, чтобы не возникло соблазна не уступить соблазну. Если упомянутого общего кода и нет, то лишь потому, что тексты Алины являются его (кода) скрупулёзной дешифровкой. Другими словами, поэзия Витухновской так же относится к поэзии всех прочих пернатых, как океан бессознательного относится к берегам сознания: холодно до враждебности, безжалостно до титула маркиза, то есть. Сквозь призму алининых экзорцизмов гамлетовское "быть или не быть?" , например, предстаёт мне с виду безобидным, а на деле чреватым последствиями нисколько не менее глобальными "читать или не читать?", ибо всё, что она делает в литературе, она делает, будто бы в подтверждение набоковских слов: "Есть книги, как костёр, - сгорело всё..."

Niflung

Subscribe

  • МИКС ИЗ ЗЛОРАДСТВА И СОЧУВСТВИЯ

    Культ жертв, столь популярный в России, замешан на плохо осознаваемом миксе из злорадства и сочувствия, проецируемом обществом прежде всего на себя.…

  • ОБ УЗНИКАХ С СОВЕСТЬЮ И БЕЗ НЕЕ

    О МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КАЗУСЕ АЛЕКСЕЯ НАВАЛЬНОГО, О ЛИМОНОВЕ КАК ПУГАЛЕ НА ЗАБОРЕ, ОГРАЖДАЮЩЕМ "РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ" И О ТОМ, КАК…

  • РОССИЙСКАЯ АРМИЯ КАК ПАТЕРНАЛИСТСКИЙ ЗАГОН

    ОБ АРХАИЧНОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ПРАЗДНИКОВ, О САДОМАЗОХИСТСКОМ ХАРАКТЕРЕ ПРИЗЫВНОЙ АРМИИ РАБОВ И О БОГЕ КАК ПАТЕРНАЛИСТСКОМ КОНЦЕПТЕ. СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments