b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Category:

Гнилая диалектика современной русской Л. (филиппика)

Оказывается, я выросла на "дурных переводах декаденской лирики". Чего только о себе не узнешь! Еще и в компанию с клоуном Дугиным попала.
Воистину, место критиков в лакейской (с)
Да я и не выросла я родилась метафизически и идеологически законченным субъектом. (А.В.)


Малоумная диалектика консерваторов и либералов, патриотов и западников, царящая в этом божьем государстве с тех пор, как оно осознало себя существующим, продолжает корчить рожи, удивляя живучестью. Причём, если баталии большевичков и черносотенцев можно списать на полуграмотность и лихую удаль недоразвитой, но мускулистой страны, то современные битвы содомитов и хоругвеносцев больше подходят для страниц комиксов, чем учебников истории.

С ужасом приходится наблюдать, что в литературном мире закрепились знакомые тезисы и антитезисы, но тоже без синтеза, как повелось. Порой впадаешь в паранойю, ведь кажется, что два лагеря беспросветных пошляков нарочно сговорились, чтобы за их гомоном не расслышали поистине важных посланий. Например, великий писатель Саша Соколов как-то остаётся в тени, на обочине русского мира, а литературные толки кружат вокруг посредственной беллетристики.
Сегодняшняя русская литература разбилась на два невнятных, но явственных лагеря: западников-модернистов (иногда «пост») и советофилов. Последние пытаются держать худо-бедно реалистический курс, впадают в ностальгию и живут где-то далече в поздних Советах. А вот модернисты в литературе – и это очень интересно – зачастую ориентированы вправо: Лимонов, Витухновская, Дугин (поклонник Лотреамона, Рембо и Эзры Паунда, автор ряда (пост)модернистских текстов и ура-патриотических воззваний), Крусанов, Мамлеев, Маруся Климова. – Часть этой лиги представлена журналом «Опустошитель», интереснейшим периодическим изданием современной России… за неимением лучшего.

Кстати говоря, Джемаль с Дугиным превосходно сюда вписались, впервые найдя себе подобающую компанию: если бы эти господа не пускали всем пыль в глаза, стремясь захватить власть, то держались бы только «Опустошителя», концепция которого всецело отвечает их мировоззрению. Есть исключения, например, красно-коричневый, правый в доску Проханов придерживается посредственного позднесоветского стиля без всякого намёка на модернизм.
Либералы же наши в словесности весьма ретроградны, академичны и, честно говоря, непереносимо скучны. Либерал Быков, автор замечательной книги о Борисе Пастернаке, ценитель Набокова, другой раз строчит скучнейшую прозу на плоском наречии шестидесятых-восьмидесятых годов, кроме того, занимается апологетикой соцреализма и воскрешает кислого недоумка Горького. Великий и ужасный «Журнальный зал», мыслящий себя собранием нетленки, оккупирован либеральствующими пенсионерами, которые битников, Топора и Барта читали после пятого развода, будучи прадедами по инвалидности. Во всяком случае, такое складывается впечатление. Школу Джойса здесь прошли слишком поздно и безрезультатно, а «Песни Мальдорора» хранят на полке рядом с фильмами про Крюгера…
Кроме того, есть ещё плеяда пиитов, которые пытаются въехать в литературу на горбах «Пуси райт», размахивая флагом ЛГБТ и членским билетом квир-движения, – это наиболее бесталанная прослойка «литераторов», не либеральной уже, а левацкой («розовой») выделки. Некоторые из них являют собой настоящих вырожденцев; яркий пример – Д. Кузьмин; и мучает вопрос: как у великой женщины, у Норы Галь, мог вырасти такой бездарный внук? Здесь же околачивается Г. Рымбу, шуршащая пустейшие вирши в модных притонах Москвы.

Что в итоге мы наблюдаем? С одной стороны, законсервированные берёзки, диалоги на языке интеллигентных трактористов, пресловутая борьба с «постмодерном» и нелепые попытки удержать язык в устойчивых семантических рамках. Вымирающие толстые журналы делают вид, что атомного взрыва не было и «Улисс» не написан. Конечно, и сюда время от времени проникают чужеземцы из распавшегося мира, но их не чествуют. Реакция на «Палисандрию» Соколова выдаёт детсадовскую наивность престарелых паханов из «Юности», «Нового мира», «Урала» и прочих «Волг»: величайший роман последних десятилетий оценен по достоинству не был. С другой стороны, со стороны трансгрессивного модерна, мы наблюдаем такой же дикий провинциализм, безоглядное подражание и нелепые провокации: язык Лимонова похож на камбалу, потому что площе уже и некуда; Витухновская, судя по всему, выросла на дурных переводах декадентской лирики, поэтому и её стихи напоминают перевод Бодлера с узелкового письма на блатную феню. «Аду» Набокова эти дамы и господа явно не прочитали, а про Вагинова и Ремизова и слыхом не слыхивали. С какой лёгкостью, с каким рокайльным изяществом Соколов совокупляет старух на страницах своего роскошного романа, как куртуазно он выворачивает язык наизнанку, подминая под себя все его возможности, и как посредственно, кисло и нарочито трансгрессируют Лимонов с Мамлеевым и Витухновской, пыжась скандализировать словесность невиртуозной мизантропией! Метафизика содержится в самом письме Соколава имманентно: в синтаксисе, в тропах, в последовательности образов, тогда как Мамлеев декламирует нужность метафизики, пропагандирует её, не брезгуя в каждом романе упоминать какого-нибудь Генона и развешивать по стенам портреты Достоевского.
Битва мышей и лягушек наиболее гротескно представлена перепалкой Басинского с Сорокиным и Пелевиным: с одной стороны поборник «нового реализма», ужасный литературный бюрократ, председатель премий и завсегдатай журнальных толстяков, плоть от плоти СССР, всем видом своим демонстрирующий затхлость и убогость безликой стариковской прозы, лишенной ауры, цвета и блеска; с другой выхолощенный китч «постмодернизма», безвкусная коммерческая проза и, что самое отвратительное, проза «актуальная», остросоциальная. Если вообще касаться постмодернистского китча, то несправедливо забытый Егор Радов много интересней Пелевина и Сорокина вместе взятых. Этот писатель почему-то ассоциируется с нарколирикой и назван «русским Берроузом», что умаляет его несомненные заслуги в области языка.
Что мы ещё наблюдаем? Выходит неудачная книжка замечательного филолога Андрея Аствацатурова «Люди в голом», и все об этой книжке толкуют, даже худые критики из толстых журналов недовольно лепечут о матёром мате, а глумливый журналист Илья Стогоff, ничего не мерекающий в литературе, приглашает на допрос и снимает бейсболку. Зато гениальный роман Феликса Максимова «Духов день», для которого писатель наново придумал язык, так и запропал в безвестность. А почему? Потому что не следовало Феликсу печатать его в издательстве Макса Фрая, которого вместе с детьми и родителями можно отдать за полромана Феликса.
Нельзя сказать, что русская литература в упадке – одного Соколова для нас уже слишком много, кроме сего, ведь были времена и тяжелее, когда правили бал Белинский с Чернышевским – страшилища похлеще Дугина и Быкова. Кроме того – слава Господу миров! – есть же у нас ещё пишущие прозу философы: Секацкий и, царствие небесное, Пятигорский, – есть Ольга Седакова...
Вывод: русским писателям надо преодолеть как Шолохова, так и Лотреамона. С этой задачей справились Соколов, Шишкин и Александр Леонидович Гольдштейн. Второй вывод: не надо молиться на Ролана Топора и пренебрегать Буниным, если вы уже переехали с хутора. Вымаранная экскрементами кукла с выколотыми глазами, изнасилованная во все отверстия исполинской саранчою (визуализация общего впечатления от «романа» Ильи Данишевского), не так уж выигрывает в сравнении с живописными сельхозработами удалых агрономов… Эти нивы равно размололо неистовое время, и развеял Борей до срока надежды и чаянья как злопыхателей, так и воздыхателей нашего круглого мира. Так достигнем же уникального синтеза, который снимет прогнившие тезисы и прогорклые антитезисы горемычной русской Л.

Борзописец Заньковский

Subscribe

  • ПРИРОДА ЗЛА!

    Природу сакрализуют подобно "богу". Ей приписывают некую мудрость, сбалансированность. Однако, это всего лишь программа, довольно примитивная,…

  • БЛЕСК И НИЩЕТА ПРИДВОРНОЙ ОБСЛУГИ

    О СНОБИЗМЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРИДВОРНЫХ И ТЯЖКОЙ СУДЬБЕ ИМПЕРСКИХ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТОВ. СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "НОВЫХ ИЗВЕСТИЙ" Мать «великого» российского…

  • ГИБРИДНАЯ ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ

    О ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ, ГЛОБАЛЬНОМ КРИЗИСЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, МЕНТОВСКОЙ ЛОВУШКЕ ПОД ВИДОМ "УГ" И ПРОЧИХ АВТОХТОННЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЯХ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments