b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

КАИНОВА ПЕЧАТЬ



"Призрел Господь на Авеля и на дар его;
А на Каина и на дар его не призрел" (Быт.4; 4,5)


Собственно, почему? Почему не призрел Господь на плоды земли, принесённые ему в дар Каином, если выслал он отца его, Адама, из Сада Эдемского с чётко сформулированной миссией: "чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт.3; 23). Почему Господь не только не призрел на Каина и дары его, но даже и подверг его наказанию (произнёс над ним проклятие "И ныне проклят ты от земли" (Быт.4; 11) и вынес суровый приговор:"ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт.4; 12)), несмотря на то, что заповедь "не убий" ещё не касалась слуха человеческого?

Собственно, потому, что, раз "возделывание земли" является именно наказанием, наложенным на Адама за его непослушание, то любой из потомков его, который решится продолжать начатое им (станет земледельцем), поступком своим разделит (унаследует в глазах Бога) вину Адама. "Плоды земли" - это злаки и виноград: хлеб и вино, плоть и кровь Христа в перспективе. - Вот на что не призрел Господь, предпочтя священным дарам сим "первородных стада" Авеля, - ягнят. Таким образом, Бог Ветхого Завета открывает свой подлинный ранг - он оказывается никаким не Единым, а всего лишь демиургом, богом внешней (зримой) части спектра (радуга завета), - покровителем церквей (пастырей овец), а не храмов (самих Агнцев, Адептов Алхимии, инициированных).

"Возделывание земли" сродни алхимии. По сути, земледелие Адама и подразумевает алхимию (работу внутреннего преображения). - Работающий на земле Каин уподобляется Создателю, творящему человека из глины красной, в то время, как дело Авеля сводится лишь к пастырству - к тому, чтобы быть охранителем, но не возделывателем, не творцом. Поэтому игнорирование Богом даров Каина недвусмысленно отдаёт элементарной ревностью, деспотизмом, позывом установить монополию на творческую силу.

Что происходит дальше? Каин, раздосадованный реакцией Бога, убивает брата своего. Из ревности? Он решил, что Богу угодна кровавая жертва (ведь Авель приносит именно такую)? А, может, из желания противопоставить себя ревнивому Богу, отмежеваться от него раз и навсегда? "Разве я сторож брату моему?" - сказав так, Каин, по сути, напомнил Богу о его вопросе, адресованном Адаму в раю, узнавшему наготу свою ("Где ты?"(Быт.3;9)). То есть, в этой сцене, которую Каин словно бы пытается воскресить в памяти Бога, Бог предстаёт именно пастырем, сторожем Адама.

Посему каиново "Разве я сторож брату моему?" должно было бы быть понято Богом как "Разве я подобие твоё?" (разве я всего лишь сторож? - здесь методом фонетической кабалы добываем любопытный намёк: сторож - это ведь ещё и буквально: сто рож - красноречивое свидетельство бессознательности, бессубъектности Бога, отсутствия у него лица, по сути, - лица, от которого Каину вроде бы полагается скрыться в наказание за его проступок). Итак, через убийство "пастыря овец" (Авеля) Каин отрекается от родства с Богом ("Приобрела я человека от Господа", - говорит Ева после рождения Каина (Быт.4;1)) и утверждает, тем самым, своё змееподобие, что символизируется и его уходом от "лица (ста рож) Господа" в землю Нод, "на восток от Эдема" - как раз в ту сторону, куда поставлен Ангел с пламенным мечом охранять вход в Сад Эдемский, - туда, куда вообще-то и не ищет вернуться никто из тех, кто, подобно Алине, умеет признаться себе в сердце своём: "Мой первый "бог" - Я".

Niflung

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments