b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Categories:

ПРАКТИКИ ЧОД

Да они регулярно концерты в Москве дают. Я в 07 году первый раз был, когда они Алину Витухновскую посадили в глубокую яму в зимнем подмосковном лесу и читали над ней мантры практики Чод https://ru.wikipedia.org/wiki/Чод

Одно из самых необычных явлений московского андеграунда - группа «Пхурпа», с девяностых годов исполняющая традиционную ритуальную музыку религии бон, добуддийской национальной религии тибетцев *. В 1998 году Владимир Епифанцев и идеолог группы "Пхурпа" Алексей Тегин засквотировали помещения заброшенной фабрики в Фалеевском переулке, назвав их "Фабрикой кардинального искусства". В одном из помещений этой "фабрики" снимался "Зеленый слоник", который сегодня не видел разве что ребёнок, а по соседству суровые, бритые наголо дядьки играли на самодельных инструментах, некоторые из которых были сделаны из человеческих костей, тибетскую ритуальную музыку. В 2002 году Пхурпа исполняла саундтрек для легендарного спектакля Владимира Епифанцева «Макбет. Bloody Pit Of Horror».

"Этот человек выживет в любых условиях. Если ему нужно сварить кашу, он вырвет из стены кусок бетонной плиты, вставит в нее пружину, подключит к фонарному столбу и сварит себе кашу", - вот как отзывался о Тегине Владимир Епифанцев.

"Володя Епифанцев развел Сороса на деньги, сказал, что будет ставить по Вампилову "Утиную охоту", где в конце концов гигантский утенок резиновый с электромоторами пожирает всех участников спектакля, Шишкин написал это все. И под это дело был выдан грант, 4000$. Никакой "Утиной охоты", конечно, публика не увидела, а увидела театр Епифанцева. Он туда эти деньги вложил. Купил свет, аппаратуру, корм для качков, штангу. И он, значит, качался, жрал этот корм, у него был свет, была аппаратура и был театр. Его собственный театр. Делай, что хочешь. Там не было сцены, публика сидела в трех метрах от того, где эта гадость происходила. Там же сняли внизу быстренько фильм "Зеленый слоник" - все в этих трущобах. Туда стала ходить публика, которая была в то время центром русской культуры. (Смеется) Мы никому не нужны были, кроме самих себя. Жесть действительно была, потому что там было холодно, мы воровали какие-то тэны, подключали к ворованному электричеству.... Я под землей нашел какие-то кабели в руку толщиной, туда все привинтил. Никто не мог найти, откуда утекает электричество. У нас был свой свет, свое тепло, никакой аренды и публика оголтелая, которая на все это смотрела. Отлично! Постольку, поскольку все громко было там, а рядом Кремль, Москва-река, и мы били в барабан двухметровый, который, собственно, разносился во все тяжкие, потому что мы его еще на улицу вытаскивали. На многие километры по воде... В общем, мы доигрались до того, что к нам пришли автоматчики. У нас была репетиция, и пришли три человека с "калашниковыми": мол, что здесь происходит? Это, наверное, притон наркоманов? Я говорю - нет, мы сейчас будем петь, играть. Если хотите, заходите, посидите, послушайте, отдохнете. Они просидели весь концерт и ушли, забыв автоматы там. Я за ними бежал - пацаны, стрелялки свои возьмите. То есть, это производило впечатление", - ностальгирует Тегин по девяностым.

Коллектив музыкантов под предводительством Алексея Тегина начал исследовать ритуальную традиционную музыку в середине девяностых годов, постепенно расширяя свой интерес в область архаичных звучаний Древнего Египта, Тибета, Ирана. Важными моментами для будущей группы "Пхурпа" стало знакомство с духовной традицией Бон Дзогчен и мастерами пения из тантрических университетов Гьюмэ и Гьюто, хранящими линии тибетского тантрического пения в стилях гьюкэ и дзокэ.

Дзоке — громкое пение с обертонной составляющей, имитирующее рев быка, используется на открытом воздухе. Гьюке – «мягкое» тантрическое пение с ярко выраженным низким тоном, большим количеством модуляций, практикуется в помещениях. Звук для тибетцев являлся магической силой, как и слово. Наряды и атрибутика - это дело вкуса, а пение - обязательная дисциплина в монастырях.

Древние тексты связаны с божествами-наставниками. Многократно повторяемые слоги мантр разрушают негативные энергии и гармонизируют пространство, их ментальная составляющая необходима для духовного развития и личностной трансформации.

Собственно, пхурпа - это ритуальный кинжал или кол, обычно имеющий форму рукоятки в виде трёх голов гневного божества и трёхгранную форму клина, вероятно, предназначенный для закалывания жертвы во время обрядов (по некоторым данным, использовался в качестве гвоздя для привязывания ритуальной жертвы, но также есть иные версии предназначения). Предмет берёт своё происхождение ещё с ведической эпохи (возможно, и доведической), но позже нашёл предназначение в контексте тибетских версий буддизма и тантры. В традиции бон Пхурпа также является именем одного из пяти божеств-наставников Материнской Тантры, символизирующего аспект активности.

Тибетский ударно-духовой оркестр включает следующие инструменты: дунчен -двух-четырехметровая труба с низким рокочущим звуком, дункар – духовой инструмент из морской раковины, канлин - костяная дудка, гьялинг – тибетский гобой, шанг – ритуальный колокольчик, дамару, нга и нга-буп – двусторонние барабаны, буп и силньен – выпуклые и плоские металлические тарелки. Некоторым из аутентичных инструментов более 300 лет. Они, как правило, парные и настроены почти в унисон, этот легкий диссонанс, не состыковка тонов и лежит в основе утонченного мелодизма, создающего живость звучания и подобие эха. Некоторые из инструментов сделаны из человеческих костей. Канлин – духовой инструмент из берцовой кости девственницы, умершей не насильственной смертью. Она, к примеру, может быть загрызена волками или погибнуть от холода. Дамару — двусторонний барабан, сделанный из мужского и женского черепов.

"Один раз мне срочно понадобился канлин и я решил изготовить его сам. Взял в морге мужскую бедренную кость... Инструмент удался - звучал замечательно, как настоящий, а ночью во сне ко мне явился ее хозяин-алкоголик, умерший от цирроза печени и предложил выпить! Инструменты я покупаю в Монголии, как и тибетские монахи - в Тибете ничего не осталось после китайского нашествия. Кость берут из захоронений, сделанных в «социалистический период». Как-то в магазине для туристов продавалась золотая пхурпа за 5 тысяч долларов, а рядом лежал незатейливый трехгранный кинжал. Я покрутил его в руках и направил острие на продавца, он в испуге отскочил в сторону. Оказалось, это старая намоленная пхурпа, ее нельзя наводить на человека и она гораздо ценнее новой золотой. Когда нашу Фабрику Кардинального Искусства выгнали с Болотной площади (там должны были строить новой здание) мы 7 дней пели, в результате река подмыла грунт и он просел. До сих пор на этом месте ничего не построено", - вспоминает Алексей Тегин.

Бонская община в настоящий момент представляет собой в Тибете религиозное меньшинство. По подсчётам учёных, до сих пор существуют 218 бонских монастырей (данные с учётом районов Китая, где проживают тибетцы). В настоящее время практика бон сохранилась в редких поселениях в северном Тибете и в районе Долпо, на севере Непала. Долпо находится в национальном заповеднике Шей-Поксундо, одном из малодоступных районов, окруженном высокими снежными перевалами. В верхнем Долпо множество древних монастырей. Когда-то через эти места проходил один из основных путей из Индии к священной горе Кайлаш. В местечке До Тарап можно наблюдать культуру, оставшуюся практически неизменной со средневековья.

По поверью бонцев, все окружающее пространство, особенно горы и водоемы, населено духами. Часть из них представляли своего рода демонов, враждебных человеку. Их, так как и добрых духов, следовало задабривать. Для этих целей чаще всего на перевалах возводились специальные сооружения – ступы и гомпы. Гомпа, охраняющая деревню от злых духов, стоит у деревень, где живут последователи религии бон.

Бонская ритуальная практика включает в себя произнесение молитв и мантр, песнопения, медитации и жертвоприношение, которое заключается в возложении на алтарь фигурок из теста и масла (торма). Этот процесс сопровождается танцевальным действом (цам), участники которого надевают маски, изображающих богов или демонов. Этот ритуал должен изгнать из помещения злых духов и обеспечить благополучие общины.

http://www.guelman.ru/culture/reviews/1999-08-13/990813factory - Небольшая, но вдохновляющая статья в газете "Сегодня" 1999 года о деятельности сквота в Фалеевском переулке

http://www.colta.ru/articles/music_modern/7875 - Интересное интервью Алексея Тегина

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments