b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

"ЧЕРНАЯ ИКОНА" ИНТЕРВЬЮ НЕМЕЦКОЙ ВОЛНЕ





Московская поэтесса Алина Витухновская недавно в очередной раз побывала в Германии. Поводом для визита "одной из наиболее ярких фигур московской субкультуры", как её назвали немецкие газеты, на этот раз явилась первая книга поэтессы на немецком языке. Кельнское издательство "ДюМонт" опубликовало сборник лирики и прозы Алины Витухновской под названием "Черная икона".

Я встретился с поэтессой в студии "Немецкой волны" и первым делом поинтересовался, понравился ли Алине перевод ее текстов:

"У меня были публикации на иностранных языках, во французских, английских журналах, но книги еще не было. Оценить ее объективно я не могу, потому что я не знаю языка настолько идеально. Говорят, что перевод достаточно хорош, прежние были хуже. Другое дело, что я не очень понимаю востребованность этой книги в Германии. Я удивлена. Мне сказали, что "Голубое сало" Сорокина было издано тиражом в 2000 экземпляров, и за два года он так полностью и не был продан. А сейчас за две недели было продано уже 700 экземпляров моей книги. Видимо люди видят здесь помимо текстов что-то еще, а это - именно то, что мне и было нужно. Я очень боюсь, что меня будут воспринимать только как деятеля искусства".

"В искусстве больше нет стиля"

Её тексты - как прямой призыв к действию

Как относиться к текстам, в которых слово "Война" пишется с большой буквы? Как понимать обилие образов насилия, террора ? В силу исторических причин, немцы весьма чувствительно реагируют на подобные литературные, и тем более - политические эскапады. Однако появление книги Витухновской не прошло незамеченным. Судя по многочисленным откликам в прессе, критики и читатели не восприняли её тексты как прямой призыв к действию. Берлинская газета "Тагесшпигель" отметила, что "На бесчеловечность повседневной жизни российские интеллектуалы с давних пор реагировали деструктивными фантазиями. Ещё Бакунин советовал, взрывать все к чертям".

"Я себя чувствую дистанцированно от этих текстов. Видимо, очень много энергии в них было вложено. Энергии не поэта, не человека, который получает вдохновение откуда-то извне, которого посетила муза, а энергии человека, который сконцентрировался в какой-то момент для того, чтобы объяснить на человеческом языке нечеловеческие вещи".

К "микробам типа Путина" – полный иммунитет

Влияет ли как-то на Алину политическая ситуация в России?

"Нет, никакая политическая ситуация никогда не влияла на то, что я пишу. Когда бы я ни родилась, в каком бы веке я ни жила, я прекрасно знаю, что по сути я была бы такой, какая я есть сейчас. Естественно, что никакая эпоха и никакие микробы типа Путина никогда не оказывали влияния ни на меня, ни на мое творчество. Другое дело, что помимо своих каких-то сверхцелей, у меня существует ближайшие цели, в рамках этих конкретных политических целей, я вижу, что с приходом к власти господина Путина в России сложилась очень неприятная ситуация. Если несколько лет назад я с полной уверенностью утверждала, что Россия – это единственная сакральная территория, где может что-либо (великое) произойти, то с приходом к власти господина Путина утверждать это я более не могу.

О Лимонове и Сорокине

"Основным порнографом в нашей стране является господин Путин"

Новой власти не по вкусу ни шоу-революционер Лимонов, ни писатели Владимир Сорокин или Баян Ширянов, которых обвиняют в порнографии и пропаганде наркотиков. Следует ли понимать это так, что нынешняя, пуританская по духу российская власть действительно поддерживает традиционные христианские ценности?

"Все эти фарисеи-пуритане, Русская православная церковь, занявшая место "Агитпропа" при власти – все это ассоциируется с таким запредельным сексуальным извращением, на которое у меня бы, пожалуй, не хватило бы фантазии. Совершенно ясно, что Баян Ширянов, несмотря на все свое графоманство, не является пропагандистом наркотиков, а Сорокин не является порнографом. Вообще, по-моему, основным порнографом в нашей стране является господин Путин ".

Виктор Кирхмайер, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА , 2002 год, Кельн

Tags: АрхивЪ, иностранная пресса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments