b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

В СВЕЖЕЙ НГ-ЭКСЛИБРИС



Алина Витухновская – лауреат премии «Нонконформизм» (2010), автор книг стихов и прозы «Аномализм» (1993), «Последняя старуха-процентщица русской литературы» (1996), «Черная икона русской литературы» (2005), «Мир как воля и преступление» (2014), «Человек с синдромом дна» (2017) и др. Три книжки, если не ошибаюсь («Собака Павлова», «Земля Нуля», «Онегин Твистер»), она выпустила вместе с Константином Кедровым. Очередной ее сборник выпущен достаточно молодым издательством «Стеклограф», специализирующемся, насколько я знаю, на поэзии.

У Витухновской всегда – яркие названия. И книг, и стихотворений. Приведу лишь некоторые заголовки (из тех, что напечатаны в рецензируемой книжке): «Родина как привычка к небытию», «Изнанка куртизанки», «Шаурма ума», «О легитимности гильотины», «Лолита Космополитена», «Кражи рыб», «Человек повешенный». Стихи, впрочем, не уступают. И не только в яркости:

А страх как плотный хрящ,
он тоже не бесплотен.
Бесплотен героизм –
не раздается хруст.
И сами от себя бегут тела c полотен
И стаи мух летят
за нами вместо муз.


В каждой строчке, обратите внимание, именно в каждой строчке здесь – сильный образ. Сила и яркость вообще отличают Витухновскую. Плюс, конечно же, классическая громокипящая ярость социального поэта. Другое дело, что Алине нужно изящество – во всем, в том числе и в ярости, и в откровенной социальности:

Когда тотальные репрессии
Так эстетично восхитительны
Когда прелестные Освенцимы
И сладко стильные Бастилии


Гражданская лирика ее не чужда и философии. Но и философия у Витухновской тоже всегда полна изящества и ярости:

Некто (нечто), условно
Некая цифра ноль.
Вначале было не слово.
Вначале была боль.


Тут не поспоришь. Поэт видит то, чего не видят другие. Видит, даже если совсем и не хочет смотреть. Даже если закрыл глаза и вообще отвернулся. Вначале была боль. А только потом уже взрыв. И уж тем более потом – всякие там слова. А поэту снова – нужны изящество и ярость.

Граммофоновая икона,
Шансоновая графиня.
Ты стоишь на балконе,
Будто на гильотине.

И на сцене огромной
Ты стоишь в середине,
Сохраняя готовность
Только лишь к гильотине.


А что вы хотели? Кому нужны стихи, если они написаны не на гильотине? И стихи ли тогда перед нами? Сомнительно. «Лакай по капле Апокалипсис!» – говорит Алина. И она права.

Евгений Лесин
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2018-07-05/13_7259_tram.html

Tags: книги, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments