Стою в углу, где дует в щели
смерти, где мне до ста назначено
считать.
мой бог смешной приказывал: "не верьте!"
И я тогда не смел ему внимать.
Я всех святынь своих лишился сразу.
И в ад попав, смотрю в дверной
глазок, и вижу надпись "Я УШЕЛ НА БАЗУ.
И НЕ ВЕРНУСЪ." И подпись: "Ваш не Бог".
никто так быть не может
беспощаден. А если может, то не
может быть.
но может бить. И от того из
ссадин, из ран я ТЕК, чтоб ТАК
его любить.
Так НАДО как ДАНО. ДАНО как НАДО.
И хорошо, что некого
винить, и после смерти не
бояться ада
мне, обреченному родиться в нем и жить.
Внутри себя я ощущаю
мебель, хромающий
двуногий табурет. И если
есть не Бог на базе неба,
то, слава богу, что на небе Бога нет.
В этих нескольких четверостишиях Алина поднимает главный вопрос теодицеи: может ли Бог быть всемогущим и всеблагим, если мир полон зла? Оказывается, что нет, «на небе Бога нет». Жизнь на земле сравнивается с адом, причем все «ДАНО как НАДО», «некого винить». В такой позиции чувствуется более сильный упрек к традиционному теизму, чем в словах о том, что мир полон зла. Если «ДАНО как НАДО», если это и есть все, что можно ждать от Бога, то такой «Бог» и впрямь человеку не нужен.
В стихотворении «Они» Алина пишет о самообожествлении:
Кто-то рисует пустые дороги,
Кто-то чертит мысли по снегу рукой.
Они называют это богом.
Я называю это собой.
Однако мысль о самообожествлении не является доминирующей в творчестве Алины Витухновской. Ей важно изобразить жестокого «бога», демиурга, который лепит, а не творит:
"Так надо". Не надо, дядя,
даже если ты дед и
бог, не надо меня не
глядя лепить в кококолабок.
Христианский «рыбий бог» изображен так, что вызывает внутренний протест и отторжение:
Рыбий яд наливает Рыбий бог в рыбий рот. Человек умирает, превращаясь в живот.
Чуть ниже Алина пишет:
Рыбий яд наливает
Рыбий бог в рыбий рот.
Человек убегает,
даже если умрет.
Действительно, от такого «бога» можно и нужно убегать. Ясно, что все это носит именно гностический характер, не ограничиваясь лишь воинствующим атеизмом. Бог есть, но только не обычный, а «галлюцинирующий»:
Как будто бог
галлюцинировал, пугали
бесы безалкогольные.
Гулять по полю
заминированному И умирать в
крови больно мне.
И будут плакать толпы пьяные,
Смакуя смерть мою немирную.
Но взорвано не умирала я,
А просто бог галлюцинировал.
Напоследок отметим, что стихи Алины Витухновской не требуют действия, они сами являются действием, за которое Алина несет полную ответственность.
См. статью о творчестве Янки http://kitezh.onego.ru/yanka.html.
[1] М. К. Трофимова отмечает: «Призывая к всемерному самоуглублению, требуя от человека, идущего путем гносиса, пробуждения спящих в нем сил, гностицизм предполагает постепенное расширение его Я до вселенских пределов, втягивание в него всего внешнего, однако же, в финале - исчезновение и первого и второго. В этом отношении можно говорить о глубинной нерелигиозности гностицизма» (см. «Апокрифы древних христиан» М. 1989. C. – 171).
[2] Примером «эзотерического атеизма» (читайте: гносиса) может служить «Феноменология духа» Гегеля.
Е.В. Родин
Источник: https://gnosis.study/library/Гнозис/+%20Гнозис%20негностиков/RUS/Родин%20Е.%20-%20Гностический%20антитеизм%20Алины%20Витухновской