b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Category:

ОТРЫВОК ПРЕДИСЛОВИЯ ВАСИЛИНЫ ОРЛОВОЙ К МОЕЙ НОВОЙ КНИГЕ "ЗАПИСКИ МАТЕРИАЛИСТА" (ч. 4)


На фото - с автором предисловия

Индивид, сложивший с себя социальные обязательства, кроме самых необходимых, получает, по мнению Витухновской, большую, чем у других «степень социальной свободы». Это «неконтекстуальный изверг», не желающий растрачивать себя по пустякам. Любой игрок в социум, в том числе тот, который идёт на поводу у своего гендера и воплощает его, проигрывает. Он также не вовлечен и в духовные практики, поскольку познал смерть бога как конструкта. Он не творит, подчиняясь неким креативным импульсам, поскольку творить ради творения — осуществлять насилие над творимым.

Из всей старой параферналии духовного Витухновская признает разве что ад, «как некий концентрат неудобства». Отвергает этот более свободный индивид и любовь к другому, его любовь — к самому себе, осуществляющая в абсолютной гламурности нетелесного и отказа от тела. Новый субъект философии становится, таким образом, постчеловеком, который отказывается от попытки преодолеть человеческое, свойственной сверхчеловеку, потому что это преодоление, в сущности, уже состоялось. Сверхчеловек утверждает человеческое в силу того, что хочет преодолеть его, постчеловеку эти контексты уже без надобности, они не липнут к нему и не определяют его. Он не мазохист и не гедонист, поскольку отказывается от навязываемой миром чувственности, но не испытывает в результате своего отказа никаких страданий.

Таким образом, свободный индивид находится на грани между снобизмом и его отсутствием, поскольку не желает ни над чем возвыситься. Одна из редких эмоций, которую Витухновская определяет как приемлемую, это — тщеславие, оно «идёт на пользу величию». Я бы сказала, это более честолюбие, нежели тщеславие. Свободный человек желает быть распознан в качестве такового, или, по крайней мере, отвергает попытки вписать его в не свойственные ему контексты. В таком мире, смерть становится социальным событием, завершением жизненной траектории, которая может быть удачной или неудачной, работающей на целостность истории, воплощённой индивидом в собственной жизни, или не работающей.

Витухновская решительно отвергает патологичность трагедий, воспетых русской литературой и получивших воплощение в повседневной жизни, как исполненных «чудовищных некрасивых подробностей». Она видит в гламуре, красоте, нарочитом эстетизме противовес «уродству, суетности и необратимости». Одним из немногих «героев» Алины Витухновской является метафизически успешный Бродский, освободившийся, в её прочтении, от гнета романтических чувств и представлений, порвавший с романсом «любви» и его условностями. «Любовь — устойчивый манипулятивный миф-конструкт».

Василина Орлова

Tags: книги, рецензии, фото
Subscribe

  • ЗЛОЕ ТОРЖЕСТВО

    Как старуха у разбитого корыта, В "Быть или не быть?" — ответив "Нет!" Русская элита у COVIDа В свой сансарный возвращается сюжет. Так Овидий,…

  • О ВИРУСЕ СОВЕТСКОЙ ПОШЛОСТИ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ

    О ПАМЯТНИКЕ ЛАКЕЮ ЛИМОНОВУ НАД ОСТАНКАМИ КОВИДНОЙ "ИМПЕРИИ". СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "НОВЫХ ИЗВЕСТИЙ" Как только появились гламурные журналы, так то…

  • ПИСАТЬ СТИХИ ПОСЛЕ КОВИДА...

    Перефразируя расхожую и при этом чудовищно пошлую реплику Адорно, стоит задаться вопросом - "Можно ли писать стихи после КОВИДа?" Я, признаться,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments