Циническим апофеозом совмещения тела и духа является история Иисуса Христа, одного из первых и широко растиражированных литературных персонажей, который воплощал собой "идеальное" сочетание человеческого и метафизического. Но нужны ли современному миру и людям такие жертвы? Скажу "кощунственное" — эти жертвы не нужны.
Признаться, я не могу понять, зачем тащить за собой все эти ментально исчерпанные конструкции, являющиеся лишь музейными ценностями? Неспособность изменять себя и окружающую реальность становится фатальной, буквально делает из апологетов культуры ископаемых насекомых, застывших в капле янтаря.
При этом попытки внести коррективы в основные параметры культурного контекста воспринимаются российской интеллигенцией, ни много ни мало, как покушение на жизнь, замах на "вечные" ценности, нигилизм и богоборчество (нужное подчеркнуть).
Цивилизованный глобальный мир даёт нам уже сегодня все возможности заниматься бесконечным самосовершенствованием — от интеллектуального до эстетического. Усовершенствовать же старые смыслы просто невозможно. А повторять их и скучно, и контрпродуктивно. Зачем же вы продолжаете? Риторический. Похоже, что генетически усвоенная страсть к сохранению культурной идентичности первым делом убивает самих её носителей. Буквально — русская классическая литература убивает, калечит, генерирует неврозы на целые поколения вперёд. Когда я писала свою книгу "Последняя Старуха-Процентщица Русской Литературы", я писала как раз об этом.
Алина Витухновская