b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in a_vituhnovskaya,
b_mikhailov
b_mikhailov
a_vituhnovskaya

Categories:

АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ



В рамках обсуждения, начатого с Диляра Тасбулатова.

В статье использованы высказывания Василина Орлова (Vasilina Orlova), Anzhelina Polonskaya, Леонида Лошенкова, Юлия Кисина (Julia Kissina), Екатерины Калины, Kerstin Holm, Alisa Ganieva.

Русская литература стала вещью в себе. Раньше она была частью мирового культурного дискурса, но за последнее двадцатилетие словно бы скукожилась, устала, потеряла масштаб. Почему это произошло? Я связываю это с той политической и экономической ситуацией, в которой находится Россия. Милитаристская спесь и геополитическое гопничество дали свои метастазы на все сферы общественной жизни.

Теперь нам, увы, не очень рады — ни книжные ярмарки, ни берлинские литературные салоны, ни прекрасные слависты, чей круг узок, но тем и ценен, не настроены на сотрудничество. Ряд фондов и премий, поощрявших русскую культуру — от фонда Сороса до премии Альфреда Топфера — прекратили свою деятельность на территории России.

За более чем полвека единственным автором, который прогремел на Западе и вошел в историю был Бродский. Постфактум мы понимаем, что подобный триумф был бы невозможен, если бы не определенный политический контекст, в котором был востребован образ не только русского гения, но гения-гражданина и диссидента. Бродский не был чистым диссидентом-борцом, но его преследовали, он сидел, и этого оказалось достаточно.

«Бродский, как свойственно русским, желал славы, мы не считали это признаком простоты или неглубины, поверхностности. И мы дали ему эту славу» — писала американская пресса. Бродский рано понял, кто он есть на самом деле, рано он понял и тот очевидный факт, что здесь славы ему не дадут.

Конечно, Бродский был и экзистенциальный беглец, и метафизический карьерист, но иных, нездешних масштабов, а не «поэт-бухгалтер» — как шипели скептики или завистники. Здешние «интеллектуальные» круги, размякшие от непотребной богемной расслабленности, полагают, что продуманность карьеры, выстраивание биографии — это какое-то низкое чиновничье свойство, а то и вовсе метафизическое ростовщичество.

Но это лишь от того, что и интеллектуалы они никакие, и поэты никудышные, и в чиновники их не пропустят, а вот торгуют собой они вполне активно, но всё одно — безуспешно, что на выходе сквозь дыру пиджака проваливается краденный с банкета крымский бутерброд.

Я констатировала весьма мрачную ситуацию, но ситуация эта не фатальна. Русская литература может вновь обрести мощь, через осознание своей политической субъектности. Также жизненно важным видится мне отказ от советской преемственности (идентичности). Советская культура ничего не принесла миру, кроме самопогибельных интриг и дешевой псевдогероической патетики. Во многом современные отечественные авторы до сих пор являются заложниками этого мазохистского соцреализма. У нас были есть и будут и таланты и гении. Но в сложившейся ситуации гениальности, увы, недостаточно.

Что же касается лично меня, меня судьба и биография по статусу ниже Бродского даже не интересует. Это, так сказать, прожиточный минимум.


Читать полностью - https://newizv.ru/article/general/05-08-2019/apokalipsis-segodnya-chto-proishodit-s-russkoy-literaturoy

Алина Витухновская

Tags: публикации, российская пресса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments